Судовые эмали, или корабельные краски, представляют собой специальные лакокрасочные материалы, предназначенные для защиты и отделки различных частей корпуса. Они обладают высокой стойкостью к воздействию воды, будь то соленая или пресная, и сохраняют свои свойства при различных температурных режимах. Эффективно защищают металл от коррозии, создавая барьер против ржавчины и выдерживая воздействие агрессивных сред. Они устойчивы к механическим воздействиям — ударам, царапинам и истиранию.
Особые противообрастающие составы препятствуют образованию на поверхности наростов ракушек, водорослей и других морских организмов. Эти краски также стойки к ультрафиолетовому излучению, не выгорают на солнце и сохраняют свой цвет. Они способны сохранять свойства в широком диапазоне температур. Благодаря быстрому высыханию позволяют ускорить введение объекта в эксплуатацию после окрашивания.
Существует несколько категорий ЛКМ, каждая из которых имеет свое назначение и характеристики.
По применению в разных частях корпуса судна выделяются:
Для подводной части | Для надводной части применяются: |
Антикоррозийные составы, которые защищают металлические элементы от ржавчины и других видов коррозии. | Грунтовки, обеспечивающие адгезию финишного покрытия к поверхности. |
Антиобрастающие эмали, препятствующие образованию морских организмов, водорослей и ракушек. | Атмосферостойкие материалы, создающие износостойкое и эстетичное покрытие. |
ЛКМ для переменной ватерлинии, выдерживающие воздействие как воды, так и воздуха. |
Также существуют материалы с разными функциями:
для внутренних помещений предназначены огнестойкие краски, предотвращающие распространение огня;
декоративные придают помещениям судна привлекательный вид, но они также должны быть стойки к повышенной влажности;
для окрашивания нагревающихся выхлопных труб и коллекторов требуется термостойкие составы;
на деревянных палубах используется алкидно-уретановый водостойкий лак.
питьевые танки окрашиваются особыми составами с повышенными гигиеническими свойствами.
для надежной защиты металлических элементов от коррозии используют антикоррозийные составы.
Надежная защита судна от коррозии требует использования всех категорий и точного соблюдения технологии нанесения.
Для покраски судов используют самые разные типы ЛКМ, которые обладают специфическими свойствами. При выборе следует обязательно учитывать их особенности. Основные составы:
Алкидные — быстросохнущие и доступные по цене, но не очень устойчивы к ультрафиолетовому излучению.
Акриловые устойчивы к ультрафиолетовому излучению и эластичны, однако стоят дороже, чем алкидные.
Винил-хлорные влагостойкие, но не подходят для использования в пресной воде.
Эпоксидные обладают высокой прочностью и устойчивостью к химическим воздействиям, однако их сложно наносить.
Полиуретановые сочетают свойства эпоксидных и акриловых, являются самыми дорогими.
Для покраски корпуса судна и других наружных и внутренних работ созданы специальные составы эмалей и грунтовок (в аббревиатуре зашифрован состав ЛКМ в соответствии с ГОСТом):
КО-42 и КО-42Т;
ХВ-5243;
Грунтовка Б-ЭП-0126;
ЭП-421;
Двухкомпонентная система — грунтовка Б-ЭП-0126 и Б-ЭП-421,
Грунтовка ВЛ-02, подходит для ЛКМ на базе ПФ, ЭФ, ФЛ, ХС, АК, КО, НЦ, ГФ и других;
Грунтовка АУР-067;
Грунтовка Б-ЭП-0303 + эмаль Б-ЭП-452.
Эти и другие марки красок производства компании «Русский цвет» широко используются в судостроении и судоремонте. Производственные мощности компании и собственная научно-исследовательская база позволяют выпускать ЛКМ в соответствии с самыми строгими требованиями по составу и качеству финишного покрытия.
Качественная подготовка — залог успешного результата и стойкости покрытия. Она включает несколько этапов.
Для удаления старой краски используют смывку или растворитель. После ее нанесения размягченное покрытие удаляют шпателем и тщательно промывают поверхность водой. Эти составы токсичны, поэтому необходимо использовать средства индивидуальной защиты и работать в хорошо проветриваемом помещении.
Также используют шлифовальную машинку с абразивными кругами подходящей зернистости, начиная с грубой наждачной бумаги и постепенно переходя к более мелкой. Пескоструйная обработка обеспечивает быструю и эффективную очистку. Этот метод следует применять с осторожностью, так как он может привести к образованию дефектов на металле.
Преобразователь ржавчины наносят на пораженные участки. После — удаляют щеткой или шлифмашиной. Потом вся поверхность обезжиривается для удаления остатков грязи, пыли и жира.
Все трещины, сколы и неровности заделываются шпаклевкой. После высыхания шпаклевки её необходимо отшлифовать наждачной бумагой, а после нанести грунтовочное покрытие. Оно выбирается в зависимости от типа материала корпуса (сталь, стеклопластик, алюминий, дерево). Грунтовку наносят в несколько тонких слоев, давая каждому из них полностью высохнуть перед нанесением следующего.
Перед нанесением эмали все элементы, которые не должны быть окрашены, защищают малярным скотчем или пленкой. Потом приступают к покраске судна.
Без лакокрасочных материалов судно не может эксплуатироваться — и деревянные, и металлические поверхности быстро начнут разрушаться под действием влаги. Чтобы не допустить преждевременное разрушение, используют качественные краски от надежных производителей. Компания «Русский цвет» производит ЛКМ строго в соответствии с ГОСТ, поэтому покрытия служат долгие годы даже в самых экстремальных условиях.